Ширазская школа миниатюры
Школа миниатюры в Иране, центром которой стал город Шираз. Начала свое развитие в 14-м веке, когда страной правили Инджуиды. Тогда Шираз был столицей Фарса, поэтому неудивительно, что именно там наблюдался всплеск культурного развития. Эти времена называются Саади, Хафиза и Кермани. В то время местные правители поддерживали культуру, поэтому при их дворах развивались живопись и литература. Ширазские миниатюристы в то время создали по сути уникальную работу — иллюстрации к «Шахнаме» (датируются 1370 и 1393 годами). Над этим проектом трудился не один человек, а огромная группа.
В первой половине 14-го века ширазская миниатюра становится более примитивной. Создаются композиции, похожие на росписи стен, пейзажи обедняются, становятся более общими, фигуры изображаются крупными. Доминирующими цветами являются желтый, золотой и красный. Нередко рисунок помещали внутри текста или снаружи, делая из него рамку. Это только первый этап становления школы. Для него характерно упрощение композиции, слабый набор красок, плохой пейзаж. Фигуры рисуются непропорционально, с большими головами и короткими ногами. Но во всем виден общий дух — простота и выразительность.
Ближе к 15-му веку в Ширазе делают миниатюры, как иллюстративный материал к книгам и рукописям. Они характеризуются, как сложные, изысканные произведения с хорошо продуманной композицией и грамотно составленными очертаниями. На рисунке изображается много образов, пейзаж прорисовывается детально. То же касается и персонажей. Для придания образу колорита используется вся широта красок. Во второй половине 15-го века эти тенденции сохраняются.
Классическим примером искусства этого времени является книга Хосрова Дехлеви «Хамсе» с иллюстрациями. Преобладающие сюжеты — лирика, истории влюбленных. Хоть сюжет чем-то напоминает «Шахнаме», но наблюдается большая глубина стиля. Художники предпочитают более светлые тона пейзажей, фона, которые контрастируют с яркими красками основных фигур.
В дальнейшем миниатюра становится все более мягкой, композиционно утонченной, с грамотным использованием красок и оттенков. Сейчас в Иране также создаются миниатюры. Этот жанр идет нога в ногу с остальными. Среди известных современных миниатюристов стоит упомянуть Махмуда Фаршчиана, Мохаммада Бадроссаму, Хусейна Бехзада, Далали Сусанабади, Мохаммада Бакера Акамири и многих других.
Александр посещает мудреца Платона. А. Дехлеви.
|
Тахмурас побеждает дивов. Султан Мухаммед.
|
Миниатюра к рукописи Намэ. М. Бабур. XVI в.
|