О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Русский стиль, псевдорусский стиль


(в архитектуре)

Храм Христа Спасителя (Москва) Один из стилей русской архитектуры в 19-20-м столетии, для которого характерно обращение к древнерусским традициям в постройке зданий. Время возникновения русского стиля связано с подъемом интереса всех европейских стран к своей культуре и искусству. Он является результатом поисков архитекторами русских народных традиций в построении архитектурных композиций. Так как русский стиль — это не столько направление, сколько один из методов постройки зданий, он встречается во всех стилях — начиная с русского романтизма и заканчивая русским модерном.

В 30-е годы 19-го столетия возникает некий псевдорусский стиль, который является на самом деле русско-византийским. Его использовали для создания проектов церквей. Этот стиль довольно широко развивался, так как для этого использовался властью административный ресурс. Ведь именно это направление напоминало о том, что Россия — православная страна и является наследницей Византии по церковным делам. Русско-византийская архитектура не есть самобытной. Она многие детали копирует у византийцев. Особенно это заметно у архитектора по имени Константин Тон, который создал к 40-м годам 19-го столетия множество проектов церквей. Он построил Оружейную палату, Большой Кремлевский дворец и Храм Христа Спасителя в Москве. Также его рук соборы в Свеаборге, Томске, Красноярске, Ельце и Ростове-на-Дону.

Также псевдорусским является стиль, который возник благодаря славянофильству. Здание московского ГУМаЭти архитекторы использовали древнерусские традиции, но трактовали их по своему. Например, Алексей Гороностаев строит «Погодинскую избу» на Девичьем поле в Москве.

В псевдорусском стиле работает Иван Ропета, возводя «Терем» под Москвой, а также Виктор Гартман, который занимается строительством типографии в Москве. Псевдорусский стиль активно рекламирует Владимир Стасов, художник-критик. Благодаря его влиянию данное направление стало использоваться и для постройки малых сооружений.

К 20-му столетию развивается другой подстиль этого направления - «неорусский стиль». Архитекторы, представляющие его, работают над композициями, которые напоминают здания народов Севера России. В Петербурге это церкви, которые построили Степан Кричинский, Владимир Покровский, Герман Гримм, Андрей Аплаксин. Также примерами данного направления служат дом Купермана архитектора Лишневского и многие другие.

Храм Воскресения Христова (Г.Д. Гримм)
Храм Воскресения
Христова. Г.Д. Гримм.

Здание Государственного Исторического музея (Москва)
Здание Государственного
Исторического музея. Москва.

Николо-Александровский храм
Николо-Александровский
храм в Санкт-Петербурге.
С.С. Кричинский.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.