Herso - Falciformis ornamentum (Серповидный орнамент – Серсо)
СЕРПОВИДНЫЙ ОРНАМЕНТ – орнамент, состоящий из завитков разной направленности, или пельт – древнеримских изображений щита в форме серпа; элементы серповидного орнамента соединяются в виде свастики – древнего символа солнца и огня. Орнамент характерен для искусства провинций Древнего Рима периода II—III вв. н. э.
СЕРПУХОВ – название русского города, расположенного на расстоянии 99 км от Москвы, в южном направлении. Серпухов расположен на берегу р. Серпейки, которая впадает в р. Нару, сливающуюся в свою очередь с р. Протвой, а Протва впадает в Оку. Название города восходит к русскому диалектному «серпух» (серп), или к «серповой траве» (растение). С XIV в. Серпухов выполнял функции важной крепости на подходе к Москве. В 1374 г. было начато возведение крома – дубовых стен, а в 1380-ом – каменного Троицкого собора.
1556-ым годом датируется начало работ по строительству мощных белокаменных крепостных стен. Сохранившийся до наших времён Троицкий собор основан в 1696 году. С 1360 по 1362 гг. велось строительство Введенского монастыря под руководством митрополита Алексия. Впоследствии, в 1599 г. монастырь подвергся расширению и перестройке. Тем же годом датируется строительство шатровой церкви.
В 1374 году князь Владимир Андреевич попросил игумена Троицкого монастыря преп. Сергия Радонежского основать на другом берегу Серпейки Высоцкий монастырь. Собор монастыря был построен в XVI в., и реконструирован в конце XVII в. Деньги на реконструкцию пожертвовали боре Нарышкины, и этот факт явился определяющим для выбора стиля собора. Несохранившийся старый собор XIV в. владел семью иконами деисусного чина, присланными игуменом Афанасием. Это знаменитые византийские иконы, относящиеся к периоду Палеологовского Возрождения, оказали большое влияние на развитие русской иконописи. В данный момент они хранятся в московской Третьяковской галерее.
Есть в Серпухове историко-художественный музей 1920-го года основания. Его базовую коллекцию составили собрания серпуховской купчихи А.В. Мараевой. Среди экспонатов музея – картины русских и западноевропейских мастеров XVIII—XIX вв., образцы графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
СЕРПЯНКА (от sar — «голова», персидск. sarpanak — «покрывало», польск. sierpanka, укр. серпанок) – тонкая льняная ткань с необычным расположением нитей. В восточной культуре использовалась женщинами для покрытия головы и лица. На Руси серпянку изготавливали крестьяне для различных нужд. Ткань нашла применение и в искусстве иконописи: мастера делали из неё паволоку, смачивая рыбьим клеем и накладывая на иконную доску.
СЕРСО ( от лат. circus — «круг, кольцо», франц. сеrсеаu — «обруч») – обруч из металла. В Западной Европе эпохи Средневековья потомственные мастера (которые из поколения в поколение становились владельцами мастерских) именовались сообразно их ремеслу: «седельщики», «бочарники», «чеканщики», «суконщики». Дома парижских бочарников украшались «вывесками» из обручей, которые применялись для скрепления бочек. Бочарниками были в начале своей карьеры многие знаменитые рисовальщики-орнаменталисты, архитекторы, гравёры, которые получали фамилию Дю Серсо (Du Сегсеаu). Из них самую большую известность приобрёл Жак-Андруэ Дюсерсо Первый.
Православная церковь в городе Серпухов.
|
Серпухов. Древний русский город.
|
Город Серпухов. Парк Олега Степанова.
|