Ломбардская школа
(от названия области Италии - Ломбардии)
Школа художников и архитекторов на севере Италии, существовавшая в 8-10 веках. Лангобарды приняли христианство, поэтому начали свои зодческие традиции, отличающиеся от существующих тогда, приспосабливать к новой религии. Это приводит к развитию первого романского стиля на территории Италии.
Архитекторы ломбардской школы были в авангарде творческих идей, создавая то, что французские и немецкие архитекторы использовали гораздо позже них. Они впервые в истории Европы начали строить храмы из кирпича, разработали лизены, чередование опор, перекрытие главного нефа крестовыми сводами, членение фасада лопатками и многое другое. Также среди ломбардов существует много архитекторов, работавших в более старых традициях, поэтому для этой эпохи характерна разноплановость.
Наиболее известными произведениями школы в Ломбардии служат, пожалуй, трехнефные базилики с трансептом, который слабо выражен, крипой и кампанилой. Благодаря крипте создается эффект возвышения алтаря над нефом. Церкви этих архитекторов также имеют четко члененный интерьер, сводчатые перекрытия. Стены тектонично декорированы снаружи благодаря использованию лопаток, галерей и фризов (пример — церковь Сан-Дзено Маджоре, построенная в 12-м веке в Вероне).
Архитекторы ломбардской школы создавали строения, похожие на раннехристианские, особенно сходство наблюдается в церкви Сант Амброджо, построеннойв Милане в 10-12 веках. Церковь построена по базиликальному плану, а также имеет атрий на западе с множеством колонн и двором. Архитекторы из Милана объединяют лучшие принципы раннего христианства с новыми идеями. Фасад они делают в виде двухъярусной лоджии с множеством арок и поясов. Внутри церкви можно увидеть, каким было искусство в то время. Интерьер обогащен крестовыми сводами и нервюрами. Подобные структуры стали предвещать появление Готики.
Ломбарды знамениты не только архитектурой, но и скульптурой. Они изображают ясные, четкие фигуры людей, беря за основу сцены из Евангелия и Бытия. Также в области занимаются резьбой по камню, создавая объемные композиции, наиболее прославившиеся в творчестве Бенедетто Антелами.
Портрет Франкино Гафурио. А. да Предис. 1495 г.
|
Миланский собор.
|
Собаки и кабан. Дж. ди Грасси. Конец 14 века.
|