О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Цветовая гармония


Цветовой круг Комбинация из нескольких цветов или множества оттенков, которая рассматривается зрителем, как единая и вызывает у него симпатию. Дизайнеры под этим понятием подразумевают сочетание оттенков и цветов, которое включает в себя несколько понятий:

  • гармония цветовых тонов;
  • светлота;
  • форма;
  • насыщенность оттенков;
  • количество данного цвета на картине, место их расположения.

Теоретики цвета выделяют понятие «цветовой круг», который подразумевает все цвета, которые воспринимает человеческий глаз в диапазоне «красный — фиолетовый». При этом цветовой круг не включает в себя черный, серый, а также белый тона, то есть, согласно теории, это не цвета. Их считают нейтральными тонами.

Как отличить, использованы ли цвета гармонично?

Схема сочетания цветов
  • Для гармонии цвета характерны монохромность, гамма, сдвиг к одному из тонов, ахроматичность и прочие связные моменты.
  • Цвета должны быть контрастными, противоположными. Это либо перепад черного и белого, темного и светлого, либо разные цветовые тона, сочетающиеся контрастно.
  • Гармоничная композиция не нуждается в изменении и дополнении. Она совершенна.
  • В ней наблюдается порядок, использование всех штрихов объясняется рационально, наблюдается грамотно организованная композиция.
  • Все цвета направляют размышления разума и эмоциональное состояние к прекрасному. Нет диссонанса, негативных элементов.

Согласно классическим представлениям, цвета, которые расположены рядом в круге, не могут гармонично сочетаться (фиолетовый и голубой, зеленый и оранжевый, пурпурный и оранжевый). Гете в свое время говорил, что в них нет ясности. Большинство людей, сильно не углубляющихся в искусство, считают гармоничными те цветовые комбинации, которые включают в себя цвета, расположенные близко в цветовой гамме, или же имеющие одинаковую светосилу. Но у них нет достаточной контрастности, что ставит под сомнение объективность суждения. Зачастую цветовое сочетание определяется понятиями «нравится — не нравится».

Но в теории под гармонией подразумевают симметричность, равновесие. Например, смотря долго на красный квадрат и закрывая потом глаза, мы невольно увидим зеленый. Так случается со всеми цветами, имеющими противоположные в гамме. Это связанно со свойством нашего мозга добавлять к увиденному цвету дополнительный. Таким образом, глаза сами нуждаются в комплиментарных цветах или же в контрастности. Согласно Гете, хорошо сочетаются оранжевый и синий, зеленый и красный, фиолетовый и желтый.

Схема гармонии цвета по Гете
Схема гармонии цвета
по Гете

Цветовая гармония (П.В. Лесовой)
Цветовая гармония.
П.В. Лесовой.
2005 г.

Круг Освальда
Круг Освальда.

По материалам colory.ru



A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.